Логотип УУНиТ

Уфимский университет науки и технологий

Наземные испытания гибридного авиационного двигателя


08.02.21, 2:25

5 февраля в г. Новосибирск состоялись наземные испытания самолета Як-40 с установленным демонстратором гибридного авиационного двигателя, в качестве которого применен турбовальный газотурбинный двигатель с электродвигателем мощностью 500 кВт.

 

Данный турбовальный двигатель с новым электрогенератором установлен в хвостовой части самолета. С помощью этой системы осуществляется питание электродвигателя, расположенного в носовой части самолета. В электродвигателе использованы технологии высокотемпературной сверхпроводимости. Проектированием и изготовлением гибридной силовой установки занимались ученые и специалисты УГАТУ совместно с ЦИАМ им. П.И. Баранова, а также специалисты Фонда перспективных исследований и ЗАО "СуперОкс". Разработка электротехнических комплексов с применением сверхпроводимости производится учеными Фонда перспективных исследований и ЗАО "СуперОкс" с 2016 года. 

 

Задачей наземных испытаний работы самолета с новой гибридной силовой установкой является проверка правильности работы всех систем, подтверждение заявленных характеристик и правильности принятых инженерных решений при проектировании. Исследовалась совместная работа турбовального газотурбинного двигателя и электродвигателя, в том числе электромагнитная совместимость нового электродвигателя с источником питания при работе на заданную нагрузку.

 

Во время проведения испытаний Як-40 совершил пробежку по взлетной полосе для испытания работы авиационного оборудования при пуске, остановке, пробежке. Созданный нашими учеными двигатель обладает такими характеристиками, как масса, надежность, эффективность, превосходящими отечественные и зарубежные аналоги. 

 

 

Результаты, полученные в данных испытаниях, будут использованы в дальнейших научных работах, посвященных созданию устройств в рамках концепции более электрического самолета и полностью электрического самолета. Научные работы в рамках данных направлений производятся на кафедре электромеханики с 2018 года при поддержке Министерства промышленности и торговли России.